По меркам вчерашних технологий

Газета «Деловой Казахстан»
В Казахстане множится число золоотвалов, шламовых полей и полигонов твердых отходов. Это наносит не только вред природе и здоровью людей, но и тормозит масштабное использование вторичного сырья.

Сергей ГОРБУНОВ,
Павлодарская область,
фото пресс-службы АО «ЕЭК»
Еще два года назад директор павлодарского «Центра компетенций по экологическим технологиям» Ахан Омирбеков привел такие цифры: на территории области накопилось около 6,5 млрд тонн промышленных отходов. Около 1,2 млрд тонн из них – шлак – доля предприятий энергетики. При этом известны технологии, при которых возможно минимизировать вред окружающей среде, извлекая из золы до 99% полезных веществ и производя массу нужной продукции. Для переработки промышленных отходов достаточно каждой электростанции иметь у себя свой перерабатывающий цех, считает эколог.
Закономерен вопрос, а что сделано сегодня, спустя два года? Безусловно, в требованиях экологии есть улучшения. Но все остальное идет по старым технологиям.
К примеру, в Павлодаре планируют построить третий по счету золоотвал для ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 АО «ПАВЛОДАРЭНЕРГО». Об этом на брифинге рассказал генеральный директор компании Олег Перфилов. К 2021 году оба имеющихся на предприятии золоотвала будут заполнены и поступающую со станций золу станет некуда складировать. При этом новый золоотвал, благодаря гидроизоляции днища геомембранной пленкой, не пропускает в грунт воду. (Добавлю, что также герметично обустраивает свои новые золоотвалы и Аксуская ТЭС АО «Евразийская энергетическая корпорация»).
Журналисты задали Олегу Перфилову вопрос о том, нельзя ли вторично использовать золу и шлаки, вместо того, чтобы их складировать? На это он ответил, что пока не нашел ни одного достойного внимания проекта.
– Например, предлагалось построить кирпичный завод на золоотвале по примеру Астаны, – сказал руководитель. – Однако это производство забирает всего 150 тысяч тонн золы в год, тогда как ежегодно на золоотвал мы отправляем 1,5 миллиона тонн. Об использовании золы для строительства дорог в стране говорят уже года 3-4 на фоне строительства автобана «Павлодар – Астана». Но и в этом случае есть нюанс: в СНиПах не предусмотрено использование золы на прокладку дорог.
Олег Владимирович пояснил, что даже если появится хороший проект, то на станциях для этого придется провести дорогостоящую реконструкцию оборудования, для того, чтобы на производство поступал сухой шлак. Не берусь комментировать все доводы гендиректора, но скажу, что в АО «ЕЭК», по словам его президента Валерия Гриненко, планируется из переработанной золы производить строительные материалы. А вот Экибастузская ГРЭС-2 летом прошлого года начала реализацию сухой золы. Производительность системы ее отбора составляет порядка 200 000 тонн в месяц. Этот инвестиционный проект дает возможность значительно сократить объем отправляющейся на золоотвал золы и использовать ее в реализации таких важных проектов, как дорожное строительство, производство стройматериалов, бетонных смесей и других.
У павлодарского АО «Алюминий Казахстана» свои проблемы с отходами производства. В среднем на градообразующем предприятии в год производится более двух млн тонн отвального шлама. И уже два из трех хранилищ заполнены до своей проектной мощности.
– У нас образовалось большое количество отвального шлама за весь период деятельности завода, – говорит начальник департамента охраны окружающей среды компании Ринат Сарлыбаев. – Сейчас работает третий шламонакопитель и, естественно, возникают вопросы, что делать с ним дальше? Мы ищем пути и проводим работу по изучению свойств полезных компонентов. Несколько десятков тысяч тонн шлама АО отдает дорожным компаниям.
Но что такое несколько десятков тысяч тонн шлама против более двух миллионов тонн, производимых заводом за год?! Это – меньше, чем капля в море. То, что сегодня золоотвалы и шламовые поля сооружаются менее опасными для окружающей среды, – бесспорный факт. Но проблема в том, что количество этих сооружений и полигонов твердых промышленных и бытовых отходов в республике растет с завидной прогрессией, превращая плодородные земли вокруг населенных пунктов в «лунные пейзажи».
Все производства и население платят за это в казну «экологические» деньги. И даже воспринимают это, как должное. Поэтому на предприятиях не очень спешат внедрять новые технологии переработки отходов. Для них – проще заплатить налог и нет проблем. Но так не может продолжаться до бесконечности. И здесь есть один выход – на законодательном уровне ужесточить требования к складированию промышленных и бытовых отходов без их дальнейшей переработки. Добиться того, чтобы зола, шламы и другие твердые отходы обязательно использовались при прокладке дорог, производстве строительных материалов и железобетонных конструкций. При этом добиться того, чтобы владельцы золы и шлама не заламывали за них цены, делая малорентабельной дальнейшую продукцию. То есть, отходы должны стать весомым придатком прибыли в целом для государства. А для этого надо заставить производства переходить на новые безотходные технологии по зарубежным образцам. Стыдно и вредно жить среди свалок!
Источник: Газета «Деловой Казахстан»